На Муниципальном форуме БРИКС+ обсудили международные образовательные проекты Минпросвещения России

Несмотря на существенные различия в организации рынка труда и системы подготовки в странах БРИКС, все они сталкиваются с похожимы вызовами в сфере образования: падением спроса на низкоквалифицированный труд и необходимостью развивать системы подготовки высококвалифицированных кадров, способных справляться с задачами, которые ставит современная экономика. Ответы на эти вопросы в пятницу, 10 ноября, искали российские и зарубежные эксперты в ходе панельной дискуссии «Образовательные проекты как передовая экспонента выхода на международные рынки», которую организовало Минпросвещения России на Пятом Международном Муниципальном форум стран БРИКС+ в Санкт-Петербурге.

«Одним из главных трендов последных лет стало возрождение российского среднего профессионального образования, – отметил в своем вступительном слове министр Правительства Москвы – руководитель Департамента внешнеэкономических и международных связей Сергей Черемин. – Более 60% выпускников российских школ сегодня выбирают для поступления именно средние специальные учебные заведения. В стране работают 3200 колледжей, развивается проект «Профессионалитет», благодаря которому студенты учатся на современном оборудовании, а работодатели имеют возможность напрямую получать готовые кадры».

Сергей Черемин подчеркнул, что профессиональное обучение сегодня становится одним из важных экспортных продуктов, который Россия готова предложить коллегам по объединению БРИКС+ и другим странам.

«На протряжении многих лет наша страна помогает готовить профессиональные кадры для экономик развивающихся стран. Сотни тысяч выпускников советских и российских вузов успешно трудятся за рубежом. Десятки тысяч студентов из стран СНГ, Африки, Азии и Латинской Америки учатся в российских вузах сегодня, – напомнил в своем выступлении советник Центра международного сотрудничества Министерства просвещения Российской Федерации Алексей Светлый. – Более того, мы не останавливаемся: Минпросвещения России сегодня активно развивает международные проекты, способствующие продвижению русского языка и российского образования за рубежом».

Алексей Светлый рассказал о главных международных инициативах Минпросвещения России в сфере образования – гуманитарном проекте «Российский учитель за рубежом», проекте «Сила ума», строительстве совместных школ в странах СНГ, Африки и Азии, а также создании сети Центров открытого образования на русском языке и обучения русскому языку в 56 странах мира.

О зарубежной работе российских педагогических вузов рассказал Игорь Петрищев – ректор Ульяновского государственного педуниверситета, который является оператором Центров открытого образования Минпросвещения России в Египте, Эфиопии и Джибути: «Успешный опыт 2023 года показал, что африканские страны испытывают огромный интерес к изучению русского языка. Более того, мы видим перспективу в том, чтобы развивать форматы работы Центров открытого образования – не только на базе зарубежных образовательных организаций, но и как структурные подразделения, а также объединения по интересам, клубы интернациональной дружбы».

Также о планах работы в африканских странах – ЮАР, Зимбабве, Намибии и Ботсване – в ходе пленарной дискуссии рассказал ректор Пермского государственного педагогического университета Константин Егоров. По приглашению пермского вуза на площадке также выступил представитель Ассоциации выпускников российских вузов в Республике Намибия Паулус Шитекела.

Председатель правления Центра русско-китайского гуманитарного сотрудничества и развития Инь Бинь вышел к российской стороне с предложением о строительстве совместной школы, которая может расположиться в одном из главных экономических центров Китайской Республики – в районе Большого залива, где находится агломерация Гуандун, Гонконг и Макао:

«Этой весной делегация из Китая посетила город Иваново, где находится знаменитая Международная школа «Интердом» имени Елены Стасовой, – отметил Инь Бинь. – Этот детский дом 90 лет назад, когда бушевала Гражданская война в Китае, дал приют более чем ста китайским воспитанникам, среди которых были дети Мао Цзедуна и других руководителей нашей страны. Мы искренне благодарны российским друзьям за эту помощь, за тепло и за знания – и хотим, чтобы в сотрудничестве с «Интердомом» в Китае была создана совместная школа, где дети могли бы изучать русский язык и знакомиться с культурой России».

В ходе обсуждения участники пленарной дискуссии сошлись во мнении, что Россия может предожить партнерам по БРИКС+ самые различные форматы сотрудничества в подготовке профессиональных кадров:

«Возможностей действительно много – и в сфере общего образования и в среднем профессиональном и высшем образовании, – подчеркнула модератор сессии, ведущая программы «Искусство жить» телеканала RT Карина Хасан. – Однако ключом к реализации этих форматов является русский язык, знание которого открывает зарубежным абитуриентам возможность учиться в России по самым передовым методикам».

Прокрутить вверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: